пятница, 11 декабря 2015 г.

Лексическая тема «Зимующие птицы».


Родителям рекомендуется:
Познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицами, снегирями, воронами, голубями; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Развивать умение узнавать и называть части тела птиц (голова, туловище, крылья, лапы, хвост, тело покрыто перьями). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.
Нарисовать  или вырезать картинки с изображением зимующих птиц и приклеить  их в тетрадь. Называть, показывать птиц: воробей, синица, ворона, сорока, дятел, сова; части тела: голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки.

Расширение, уточнение словаря:
голубь, сорока, ворона, воробей, синица, сова, дятел, птица, кормушка, стайка, лес, гнездо, дерево, корм, ягоды; крылья, клюв, лапки, коготки, хвост, перья, большой, маленький, круглый,  летать, кормить, прыгать, ходить, клевать, тепло, холодно, высоко, низко.  
Игра с мячом «Кто что делает?».Взрослый бросает мяч ребенку и называет птицу, ребенок называет действие и возвращает мяч взрослому.
Ворона – сидит, воробей – скачет, голубь – ходит, синица – летит, дятел – стучит, сова – спит (ловит)
2. Упражнение «Кто кричит?»
Развитие речевого слуха (узнавание и различение звуковых сигналов)
Воробей – «Чик-чирик!», ворона – «Кар-кар!», синица – «Тень-тень!», дятел – «Тук-тук!», сова – «Ух-ух!», голубь – «Гру-гру!».
Предложить детям повторить звукоподражание.  Взрослый показывает на птицу и просит изобразить, как птица кричит. Затем взрослый закрывает свое лицо руками и произносит звукоподражание, а ребенок показывает на картинку или называет птицу, которая так кричит.
3. Пальчиковая гимнастика  
Прилетайте, птички!                       («зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке.
 Приготовлю крошки                    (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»,
 тереть подушечки пальцев  друг о друга)
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,                  (вытянуть вперёд правую  руку)
Эти крошки – воробьям.               (вытянуть вперёд левую руку)            
Галки  да вороны,                            (тереть ладонью о ладонь,
Ешьте  макароны!                           «катая из хлеба макароны»)
Загадайте детям загадки:
***
Это кто там на дорожке
Испугался нашей кошки?
Это кто там поднял крик —
Чик-чирик да чик-чирик?
(Воробей)


***
На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
"Кар-кар-кар!"
(Ворона)
Подвижная игра "Собачка и воробьи".
Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
Ход игры: Один ребенок — "собачка", все остальные  - "воробьи".
Скачет, скачет воробей — Дети скачут – побуждать повторять слова:
Скок-поскок!
Скок-поскок!
Кличет маленьких детей: Повторяют: "Чив! Чив! Чив!"
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик! Повторяют: "Чик-чирик!" 
Чик-чирик!
Вдруг прибежала "собачка" и громко залаяла.
"Воробьи" разлетаются.
(Игра проводится 2—3 раза)
Игра «Один - много»(Формирование грамматического строя речи) – игра с мячом.
Ворона – вороны, воробей – воробьи, синица – синицы, голубь – голуби, сова – совы, сорока – сороки.
Игра «Четвертый лишний» - 3-дикие, 1 – домашняя или наоборот.
Прочитайте детям:  А. Барто  «Страшная птица», «Птичка». Л. Толстой  «У Вари был Чиж…», «Птица свила гнездо…», В. Стоянов «Воробей». В. Сутеев  «Ворона и яблоко».
·        Юные следопыты. Наблюдения за зимующими птицами на прогулке.
Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их от всех других птичек двора.
Сделайте кормушку, насыпьте в нее корм. Очень скоро птицы привыкнут к тому, что здесь постоянно есть для них корм, и начнут прилетать на Вашу кормушку. Понаблюдайте с малышом за ними. Полезнее всего и интереснее всего провести целую серию таких наблюдений. Серия наблюдений даст малышу гораздо больше для его умственного и речевого развития, чем просто чтение рассказа о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Ведь фильм скорее всего быстро забудется без закрепления и применения полученной информации.
В наблюдениях живой природы ребенок будет учиться сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли.
Что же мы можем увидеть в таких наблюдениях? На что обращать внимание детей?
1.     Чем отличаются птицы друг от друга по внешнему виду? Чем они похожи? (У них есть голова, глаза, клюв, чтобы клевать семена, крылья чтобы летать, лапки, хвост, туловище покрыто перьями)
Сравните, например, воробья и ворону – чем они отличаются, а чем похожи? (Вороны большие. А воробьи маленькие, серо-коричневые, прилетают стайкой, шустрые, прыгают на двух лапках.  Вороны серо-черные, прилетает ворона одна. Ходит ворона вперевалочку, важно, медленно). Чем похожи и чем отличаются воробьи и голуби? (Воробей меньше голубя, он другого цвета. Воробей прыгает, а голубь ходит. Воробей чирикает, а голубь воркует)
2.     Чем отличаются повадки разных птиц?..



Комментариев нет:

Отправить комментарий